Please enable JavaScript to view this site.

При ручном способе задания параметров отображения доступно текстурирование объекта.

Использование текстур в моделях

Способы отображения текстур

Порядок задания текстуры

Использование текстур в моделях

В КОМПАС-3D можно выбрать растровое изображение, которое будет отображаться на гранях объекта модели. Это дает возможность показать на экране приближенное к реальности изображение материала, из которого сделан объект, имитировать рельеф поверхности и др.

Использование текстуры в моделях с накаткой, перфорацией, рифлением и т.п. позволяет отказаться от построения большого количества элементов и тем самым повысить производительность отрисовки и ускорить перестроение модели при редактировании. На рисунке показан пример использования текстуры для имитации накатки.

Использование текстуры для имитации накатки

Можно использовать текстуры для упрощения моделей компонентов, вставляемых в сборку. Например, вы можете создать макет компонента, в котором сложные элементы заменены текстурами, и вставить его в сборку вместо исходного компонента. Подробнее о работе с макетами...

Не стоит использовать в одной модели много разных текстур. Это может замедлить работу с ней.

Текстурирование доступно для объектов, имеющих грани, таких как тело, компонент и др. Можно задать текстуру как для всего объекта, так и для отдельной грани.

С КОМПАС-3D поставляется набор растровых изображений, используемых для текстурирования объектов. При установке системы они размещаются в подпапке \Sys\Appearance главной папки системы. Файлы с изображениями сгруппированы по способу показа в модели. Каждая группа находится в отдельной папке:

Textures — изображения, имитирующие текстуру материала,

Reliefs — изображения, имитирующие рельеф поверхности,

Cutouts — изображения, имитирующие перфорацию.

Подробнее о способах показа изображений...

Вы можете назначать объектам имеющиеся текстуры или создать собственные изображения и применять их в качестве текстур. Доступно использование файлов формата PNG, JPEG, BMP, GIF, TIFF, TGA. Если объекту модели назначена пользовательская текстура, то файл с этой текстурой должен быть включен в комплект документов в случае передачи модели на другое рабочее место.

При использовании текстур имейте в виду следующее:

Выбранное изображение показывается на поверхности объекта с учетом заданного цвета.

Если поверхность объекта содержит несколько граней, то выбранное изображение накладывается отдельно на каждую грань, как будто это разные объекты. Поэтому на стыках граней элементы узора могут не совпадать.

Текстуры показываются на экране при варианте отрисовки модели Улучшенный или Базовый (см. раздел Управление системой).

Способы отображения текстур

Выбранное изображение может показываться на экране различными способами. Это позволяет имитировать следующие характеристики поверхности:

текстуру материала,

рельеф поверхности,

перфорацию.

Чтобы изображение показывалось нужным способом, оно должно быть выбрано с помощью соответствующего поля Панели параметров. Описание полей и способов показа изображений приведено в таблице.

Способы отображения растровых изображений на поверхности объекта


Поле выбора изображения

Способ отображения

Изображение

Пример использования


Текстура

Имитация текстуры материала.

Выбранное изображение накладывается на поверхность объекта.


Рельеф

Имитация рельефной поверхности.

Для показа изображения используются карты нормалей Normal map.

В рамках данного способа выполняется изменение нормалей отображаемых пикселей на основе цветной карты нормалей.


Вырезы

Имитация перфорированной поверхности.

Выполняется с помощью изображения, которое содержит элементы темного (близкого к черному) цвета. При наложении изображения на поверхность объекта участки поверхности, совпадающие с элементами темного цвета, перестают отображаться на экране, что создает эффект поверхности с многочисленными вырезами.

С помощью данного способа можно сократить количество построений в модели и тем самым упростить ее — вырезы не строятся, а имитируются с помощью растрового изображения. Такую «облегченную» модель удобно использовать, например, в качестве макета компонента.

При необходимости можно выбрать файлы для нескольких способов отображения одновременно, например, Текстура и Рельеф, Рельеф и Вырезы и т.п. Выбранные изображения накладываются друг на друга.

а)

б)

в)

Наложение изображений друг на друга

а) поверхность с текстурой, б) поверхность с вырезами,

в) поверхность с текстурой и вырезами

Порядок задания текстуры

1.Выделите объект, на который требуется наложить изображение.

2.На Панели параметров в секции Цвет щелкните мышью по значку в поле Оптические свойства. Запустится процесс Графическое отображение материала.

3.Раскройте секцию Текстура Панели параметров.

4.Щелкните мышью по названию поля, которое соответствует нужному способу отображения, например, поля Текстура. На экране появится диалог выбора файла. По умолчанию в нем открыта папка с файлами изображений, входящих в стандартную поставку КОМПАС-3D (см. раздел Использование текстур в моделях).

5.Укажите файл с нужным изображением и нажмите кнопку Открыть.
Полное имя файла будет показано в поле Панели параметров, а в графической области появится фантом изображения.

6.При необходимости выберите файлы для нескольких способов отображения. Изображения будут наложены друг на друга (см. рисунок выше).

7.После выбора файла изображения на Панели параметров появляются элементы настройки параметров размещения этого изображения.
Задайте значения параметров. Для этого нажмите кнопку, соответствующую выбранному способу отображения и введите значения в соответствующих полях. Описание полей приведено в таблице.
Если выбраны файлы для нескольких способов отображения и параметры размещения изображений совпадают, то можно не задавать их для каждого изображения, а нажать кнопку Все и ввести значения один раз.

Параметры размещения изображения


Наименование

Описание


Ширина, %

Высота, %

Поля для задания размера изображения по ширине и высоте — фактически, масштаба повторяющейся части текстуры.

Значения задаются в процентах от величины изображения в исходном файле.

Если требуется сохранять соотношение между шириной и высотой, нажмите кнопку Пропорционально . В этом случае при вводе значения в одно из полей значение в другом поле пропорционально изменится.


Смещение по горизонтали

Смещение по вертикали

Поля для ввода значений смещения начальной точки изображения вдоль изопараметрических кривых поверхности объекта.


Поворот

Поле для задания угла поворота изображения.

Значение угла вводится вручную или выбирается из раскрывающегося списка.

8.Для завершения настройки нажмите кнопку Создать объект .

© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2023. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78