Построение плоскостей |
Scroll |
В КОМПАС-3D можно построить:
•плоскость под углом к другой плоскости,
•плоскость через ребро и точку,
•плоскость через плоскую кривую,
•плоскость через точку параллельно другой плоскости,
•плоскость через точку перпендикулярно ребру,
•плоскость, касательную к грани в точке,
•плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно другому ребру,
•плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани,
Команды построения плоскостей объединены в группу. В процессе выполнения одной из команд группы можно перейти к выполнению другой с помощью кнопок, расположенных в заголовке Панели параметров. Если в текущей команде объект для построения уже выбран, то при переходе к другой команде он остается выбранным (в случае, если для построения требуется объект того же типа). |
Вспомогательная плоскость, расположенная на заданном расстоянии от указанного плоского объекта, строится командой Смещенная плоскость . Команда позволяет также построить за один вызов сразу несколько смещенных плоскостей.
Порядок действий
1.Укажите плоский объект, относительно которого задается смещение новой плоскости. Наименование выбранного объекта отобразится в поле Базовая плоскость на Панели параметров.
Фантом создаваемой плоскости появится в графической области.
2.В поле Расстояние введите значение расстояния от плоского объекта до создаваемой плоскости.
3.Задайте направление смещения с помощью кнопки Сменить направление справа от поля Расстояние. После нажатия кнопки стрелка на пиктограмме изменится на противоположную.
4.При необходимости вы можете построить сразу несколько плоскостей, которые будут смещены относительно друг друга на заданное расстояние. Для этого введите число плоскостей в поле Количество. Фантомы плоскостей появятся в графической области.
Обратите внимание на то, что если создается сразу несколько смещенных плоскостей, каждая из них отобразится в Дереве модели как самостоятельный объект. Каждую плоскость можно будет редактировать отдельно, независимо от других. |
5.Для завершения построения нажмите кнопку Создать объект .
6.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
а) |
б) |
Пример построения нескольких смещенных плоскостей
а) задание базовой плоскости и расстояния, б) результат операции
Дополнительные возможности при построении...
Вспомогательная плоскость, проходящая через три указанных точечных объекта, строится командой Плоскость через три точки .
Порядок действий
Последовательно укажите три точечных объекта.
Плоскость будет создана автоматически.
Если нужных объектов нет в модели, постройте их, нажав кнопку Построить точку справа от поля Точка 1 (Точка 2, Точка 3) на Панели параметров. Запустится подпроцесс построения точки.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость под углом к другой плоскости
Вспомогательная плоскость, проходящая через прямолинейный объект под заданным углом к плоскому объекту, строится командой Плоскость под углом . Команда позволяет также построить за один вызов сразу несколько плоскостей под заданным углом друг к другу и проходящим через один и тот же прямолинейный объект.
Порядок действий
1.Укажите плоский объект, под углом к которому должна пройти плоскость.
Укажите прямолинейный объект, через который должна пройти плоскость.
Прямолинейный объект должен быть параллелен плоскому объекту или принадлежать ему. |
Наименования выбранных объектов появятся в полях Базовая плоскость и Ось на Панели параметров.
Фантом создаваемой плоскости появится в графической области.
Если нужного прямолинейного объекта нет в модели, постройте ось, нажав кнопку Построить ось справа от поля Ось. Запустится подпроцесс построения оси.
2.Задайте угол между плоским объектом и создаваемой плоскостью в поле Угол или выберите значение из раскрывающегося списка.
3.Укажите, в какую сторону от плоского объекта должен быть отложен указанный угол, с помощью кнопки Сменить направление справа от поля Угол. После нажатия кнопки стрелка на пиктограмме изменится на противоположную.
4.При необходимости вы можете построить сразу несколько плоскостей, расположенных под заданным углом друг к другу и проходящих через указанный прямолинейный объект. Для этого введите число плоскостей в поле Количество. Фантомы плоскостей появятся в графической области.
Обратите внимание на то, что если создается сразу несколько плоскостей под заданным углом, каждая из них отобразится в Дереве модели как самостоятельный объект. Каждую плоскость можно будет редактировать отдельно, независимо от других. |
5.Для завершения построения плоскости нажмите кнопку Создать объект .
6.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
а) |
б) |
Пример построения нескольких плоскостей под заданным углом
а) задание базовой плоскости и угла, б) результат операции
Дополнительные возможности при построении...
Вспомогательная плоскость, нормальная к поверхности вращения (кроме сферы), строится командой Нормальная плоскость .
Порядок действий
1.Укажите поверхность вращения. Ее наименование появится в поле Поверхность вращения на Панели параметров.
В графической области появится фантом создаваемой плоскости. По умолчанию плоскость проходит через ось поверхности вращения и точку этой поверхности с нулевыми значениями параметров U и V.
2.При необходимости задайте положение плоскости относительно существующего плоского объекта. Для этого укажите плоский объект, параллельный оси вращения. Наименование выбранного объекта появится в поле Базовая плоскость на Панели параметров.
Положение фантома изменится: плоскость пройдет через ось поверхности вращения параллельно указанному объекту.
3.Задайте угол поворота плоскости в поле Угол или выберите значение из раскрывающегося списка. Угол поворота отсчитывается от текущего положения плоскости.
4.Укажите направление отсчета угла с помощью кнопки Сменить направление справа от поля Угол. После нажатия кнопки стрелка на пиктограмме изменится на противоположную.
5.Для завершения построения плоскости нажмите кнопку Создать объект .
6.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Вспомогательная плоскость, касательная к цилиндрической или конической грани модели, строится командой Касательная плоскость .
Порядок действий
1.Укажите цилиндрическую/коническую грань и плоский объект, проходящий через ось этой грани. Наименования выбранных объектов появятся в полях Поверхность вращения и Базовая плоскость на Панели параметров.
В графической области появится фантом создаваемой плоскости: она проходит через линию пересечения цилиндрической/конической грани и плоского объекта перпендикулярно последнему.
2.Укажите, по какую сторону от цилиндрической/конической грани должна быть построена касательная плоскость. Для этого установите в нужное положение переключатель Положение 1/Положение 2.
3.Задайте угол поворота плоскости в поле Угол или выберите значение из раскрывающегося списка. Угол поворота отсчитывается от текущего положения плоскости.
4.Для завершения построения плоскости нажмите кнопку Создать объект .
5.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Вспомогательная плоскость, проходящая через указанные прямолинейный и точечный объекты, строится командой Плоскость через ребро и точку .
Порядок действий
Укажите точечный и прямолинейный объекты.
Если нужных объектов нет в модели, постройте их.
•Чтобы создать точку, нажмите кнопку Построить точку справа от поля Точка. Запустится процесс построения точки.
•Чтобы создать ось, нажмите кнопку Построить ось справа от поля Ребро. Запустится подпроцесс построения оси.
Плоскость, проходящая через указанные объекты, будет создана автоматически.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость через плоскую кривую
Вспомогательная плоскость, проходящая через указанную плоскую кривую, строится командой Плоскость через плоскую кривую .
Порядок действий
Укажите кривую, через которую должна пройти новая плоскость.
В качестве кривой может использоваться:
•линия эскиза,
•сплайн (или ломаная) с тремя вершинами,
•дуга,
•коническая кривая,
•другие плоские кривые: ребро, имеющее форму окружности, эллипса и т.п.
После указания кривой плоскость будет создана автоматически.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость через точку параллельно другой плоскости
Вспомогательная плоскость, проходящая через точечный объект параллельно плоскому объекту, строится командой Плоскость через точку параллельно другой плоскости .
Порядок действий
Укажите плоский объект, параллельно которому должна пройти плоскость.
Укажите точечный объект, через который должна пройти плоскость.
Плоскость будет создана автоматически.
Если нужного точечного объекта нет в модели, постройте точку, нажав кнопку Построить точку справа от поля Точка на Панели параметров. Запустится подпроцесс построения точки.
Для завершения работы команды построения плоскости нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость через точку перпендикулярно ребру
Вспомогательная плоскость, проходящая через точечный объект перпендикулярно кривой (ребру, линии эскиза, сплайну и т.п.), строится командой Плоскость через точку перпендикулярно ребру .
Порядок действий
Укажите точечный объект и кривую.
Плоскость будет создана автоматически
Точечный объект необязательно должен принадлежать кривой. |
Если нужных объектов нет в модели, постройте их, не выходя из команды.
•Чтобы создать вектор, нажмите кнопку Построить вектор справа от поля Ребро на Панели параметров. Запустится подпроцесс построения вектора.
•Чтобы создать точку, нажмите кнопку Построить точку справа от поля Точка на Панели параметров. Запустится подпроцесс построения точки.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость, касательная к грани в точке
Вспомогательная плоскость, касающаяся указанной грани в заданной точке, строится командой Плоскость, касательная к грани в точке .
Порядок действий
1.Укажите грань, касательно к которой должна пройти плоскость. Наименование выбранного объекта появится в поле Поверхность на Панели параметров.
На выбранной грани появится фантом ее теоретической поверхности в виде сетки изопараметрических кривых U и V и фантом создаваемой плоскости в виде прямоугольника. По умолчанию плоскость проходит через точку указания грани.
2.Задайте положение касательной плоскости. Для этого укажите положение точки, через которую будет проходить плоскость, одним из способов:
•задайте смещение точки вдоль изопараметрических кривых U и V. Значения параметров U и V вводятся в поле Параметры UV, % на Панели параметров.
•укажите точечный объект, с которым будет ассоциативно связана касательная плоскость. Благодаря этой связи плоскость будет следовать за объектом при изменении его положения.
Наименование выбранного объекта появится в поле Точка привязки.
Для задания положения плоскости могут быть указаны точечные объекты как принадлежащие выбранной грани, так и не принадлежащие, но проецирующиеся на эту грань. Положение создаваемой плоскости в этом случае определяет проекция. |
Если нужного точечного объекта нет в модели, постройте точку, нажав кнопку Построить точку справа от поля Точка привязки на Панели параметров. Запустится подпроцесс построения точки.
3.Для завершения построения плоскости нажмите кнопку Создать объект .
4.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость через ребро
параллельно/перпендикулярно другому ребру
Вспомогательная плоскость, проходящая через указанный прямолинейный объект параллельно или перпендикулярно другому прямолинейному объекту, строится командой Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно другому ребру .
Порядок действий
1.Укажите прямолинейный объект, через который должна пройти плоскость. Его наименование появится в поле Объект 1 на Панели параметров.
2.Выберите вариант построения плоскости — параллельно или перпендикулярно другому прямолинейному объекту. Для этого нажмите нужную кнопку в группе Положение плоскости.
Параллельно ребру
Перпендикулярно ребру
3.Укажите прямолинейный объект, параллельно (или перпендикулярно) которому должна пройти плоскость.
Плоскость будет создана автоматически.
При необходимости вы можете указать первый выбранный объект в качестве ребра, параллельно или перпендикулярно которому пройдет новая плоскость. Для этого нажмите кнопку Поменять местами справа от поля Объект 1 до выбора второго объекта. После нажатия кнопки наименование выбранного объекта появится в поле Объект 2, а поле Объект 1 очистится.
4.Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Плоскость через ребро
параллельно/перпендикулярно грани
Вспомогательная плоскость, проходящая через указанный прямолинейный объект параллельно или перпендикулярно плоскому объекту, строится командой Плоскость через ребро параллельно/перпендикулярно грани .
Порядок действий
Укажите прямолинейный объект, через который должна пройти плоскость.
Выберите вариант построения плоскости — параллельно или перпендикулярно другому плоскому объекту. Для этого нажмите нужную кнопку в группе Положение плоскости.
Параллельно грани
Перпендикулярно грани
Укажите плоский объект, параллельно (или перпендикулярно) которому должна пройти плоскость.
Плоскость будет создана автоматически.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
Биссекторная плоскость двугранного угла строится командой Средняя плоскость .
Двугранный угол — часть пространства, ограниченная двумя полуплоскостями, границей каждой из которых служит их общая прямая. Эти полуплоскости называются гранями двугранного угла, а прямая — ребром двугранного угла. Угол между линями пресечения граней двугранного угла с плоскостью, перпендикулярной ребру двугранного угла, называется линейным углом двугранного угла.
Биссекторная плоскость двугранного угла — плоскость, проходящая через биссектрису линейного угла и ребро этого двугранного угла.
Двугранный угол для построения средней плоскости может быть задан:
•гранями — для этого необходимо указать два плоских объекта,
•линейным углом — для этого необходимо указать два прямолинейных объекта,
•гранью и стороной линейного угла — для этого необходимо указать плоский и прямолинейный объекты.
Двугранный угол и его биссекторная плоскость
Порядок действий
Укажите стороны двугранного угла для построения средней плоскости.
Будет автоматически создана средняя плоскость, положение которой относительно указанных объектов зависит от положения переключателя Положение.
•Положение 1 — строится биссекторная плоскость
•Положение 2 — строится плоскость, перпендикулярная биссекторной и проходящая через ребро двугранного угла.
Положение биссекторной плоскости необходимо задать до указания второй стороны двугранного угла. |
В частном случае, если указанные объекты параллельны, построение выполняется следующим образом (вне зависимости от положения переключателя).
•Если объекты прямолинейные, то средняя плоскость строится перпендикулярно проходящей через них плоскости на равном расстоянии от них.
•Если объекты плоские, а также, если один плоский, а второй — прямолинейный, то средняя плоскость строится параллельно им на равном расстоянии от них.
Для завершения работы команды нажмите кнопку Завершить .
Дополнительные возможности при построении...
•Значения расстояния и угла можно изменить в графической области модели — с помощью характерных точек.
•Для задания линейных и угловых параметров можно использовать команды геометрического калькулятора.
•Вы можете назначить допуски на значения параметров операции, выраженных в линейных или угловых величинах. Для этого вызовите команду Допуск, расположенную в меню нужного параметра, или щелкните по значку , отображаемому в поле параметра (значок отображается в том случае, если на значение параметра назначен допуск). Подробнее о назначении допуска...